Мороз, водопроводные трубы и скалы.



Свойство воды - расширение.
Зимой всегда так бывает. Почему? Потому что вода на морозе превратилась в лёд, а лёд всегда занимает чуть больше места. Чем больше льда, тем ему в трубе теснее. А когда вода совсем замёрзла, лёд попросту разорвал стальные стенки. У замёрзшей воды такая сила, что может разорвать даже сталь.Потому-то и закапывают поглубже в землю водопроводные трубы — там теплее.
А сколько бед было от мороза шоферам раньше! Двигатель, чтобы он во время работы не перегревался, обязательно нужно охлаждать. Долгое время выручала вода: бежит по трубкам внутри стенок двигателя и охлаждает его. Зимой пока машина едет — вода не замерзает. А если остановится, и долго будет стоять на морозе, вода замёрзнет и двигатель лопнет. Как твоя бутылка. Вот и приходилось шоферам или сливать воду, или вставать среди ночи заводить машину и греть. Потому-то теперь в автомобили всё чаще заливают специальную жидкость, которой не страшна даже самая лютая стужа.При замерзании воды все происходит наоборот - плотность льда уменьшается, а объем увеличивается на 10% по сравнению с объемом, занимаемым той же массой воды.

При замерзании воды - плотность льда уменьшается, а объем увеличивается на 10% по сравнению с объемом, занимаемым той же массой воды.
Издавна люди знали это свойство льда. Не умея его объяснить, они, тем не менее, успешно им пользовались. Могучие постройки на севере Европы возводились из каменных монолитов, весящих сотни килограммов. Чтобы изготовить такие блоки, в скалах пробивали сравнительно неглубокие пазы или выбирали подходящие трещины. Перед наступлением зимних холодов их заливали водой, и образовавшийся лед выполнял роль взрывчатки. Так терпеливо, год за годом, люди дробили крепчайшие скалы, получали строительный материал, используя расширение воды при замерзании. Теперь наука может объяснить причину этого явления. Как видно на рис., изменение объема воды с понижением температуры идет своеобразно. Сначала вода ведет себя, как и многие другие жидкости: понемногу уплотняясь, уменьшает свой объем. Это наблюдается вплоть до 4 oС (точнее - до 3,98 oС). При этой температуре как будто бы наступает кризис. Дальнейшее охлаждение уже не уменьшает, а постепенно увеличивает объем. Плавность резко прерывается при 0 oС, кривая переходит в отвесную прямую, объем скачком возрастает почти на 10%. Вода превращается в лед.